Ингрид


На главную
Наш ассортимент:
Головные уборы из велюра
Головные уборы повышенной сложности из велюра
Зимние головные уборы
Вечерние головные уборы
Летние шляпки из соломки
Летние шляпки из сеномей
Свадебные головные уборы
Мужские головные уборы
Головные уборы для сцены
Достижения
Статьи о Фирме
Интересное о шляпах
Архив
Ссылки
Яндекс цитирования

Дело в шляпе




В истории культуры головному убору отводится очень важная роль: ему придавали особый, мистический смысл, даже считали его символическим замещением головы.
Любители русской старины знают, что бояре с легкостью сбрасывали со своего плеча драгоценную соболью шубу, крытую парчой и расшитую драгоценными камнями, чтобы подарить ее первому встречному за ничтожную услугу, но никогда и никому не отдавали своей горлатной шапки. Так ее называли потому, что она была сшита из меха горлышек самых дорогих зверьков. Но не это заставляло боярина высоко ценить свой головной убор - а его знаковость, то почтение, которое он внушал окружающим.
Ни одна другая часть костюма не удостоилась такого количества пословиц и поговорок, как головной убор. Одна из них - «дело в шляпе» - восходит к тем далеким временам, когда из шапки тянули жребий в виде восковых шариков, разноцветных фасолин или камушков. Обычай снимать головной убор возник в ту пору, когда от гостя требовалась демонстрация миролюбия: таким образом он показывал, что не прячет под ним никакого оружия. Впрочем, металлический шишак или шлем сам по себе мог быть опасным. Но главное в этой процедуре, конечно, просто жест благожелательности.
Шапокляк: Кто не знает злую старушку со смешной фамилией Шапокляк из мультфильма про Крокодила Гену! Но мало кому известно, что так назвали складной цилиндр - вещь, некогда совершенно необходимую каждому щеголю. Изобрели его во Франции - слово «шапокляк» можно перевести как «шляпа-хлопок», потому что цилиндр при нажатии пружинки складывался в лепешку с характерным щелчком. Именно во Франции были созданы многие механические устройства для одежды и причесок. Большая часть этих приспособлений предназначалась женщинам, но и мужчины не остались обделенными. Например, для них придумали устройство для проведения идеального пробора, которое, впрочем, осталось курьезом, не получившим широкого распространения.
Шапокляк же просуществовал так долго, как и обычный цилиндр, потому что каждый светский человек был обязан появляться в обществе в цилиндре или шапокляке. Их давно перестали производить, но, даже увидев шапокляк впервые, нельзя ошибиться - его тулья не гладкая, лоснящаяся, а слегка ребристая - чтобы легко и аккуратно складывалась.
А впервые в российской прессе о шапокляке написали в 1829 году в журнале «Московский телеграф», имевшем весьма авторитетный раздел модных новинок. Читатели с удовольствием воспользовались «механизированной шляпой». Во время визитов традиционный цилиндр причинял своему владельцу много неудобств. Он вошел в моду тогда, когда внутреннее устройство богатого дома не предполагало прихожей с подставками для шляп, тростей и зонтов. Поэтому столь громоздкий головной убор полагалось класть на подоконник в гостиной или ставить на пол слева от кресла. Небольшая пружинка избавляла модника от необходимости искать место для шляпы, особенно в театре или ином публичном месте, где нельзя было быть уверенным в безупречной чистоте паркета. Сложенный шапокляк носили под мышкой левой руки, как когда-то треугольную шляпу.
Треуголка: свободный стиль В XVIII веке мужчины носили парики или сильно пудрили свои собственные волосы, поэтому шляпу обычно не надевали, чтобы не испачкать. Появляться без нее, тем не менее, никто не осмеливался, потому что система приветственных или почтительных поклонов требовала обязательного наличия шляпы. Треуголку в общественном мнении скомпрометировал Наполеон, добившийся славы и безусловного признания в годы, когда мода отказалась от париков и пудры на волосах. Его треуголка и серый сюртук стали своеобразным символом целой эпохи.
Автор весьма популярной в начале XX века «Иллюстрированной истории нравов» Эдуард Фукс так объяснял причину торжества цилиндра: «...победители возненавидели когда-то столь популярную треуголку, символ его могущества, и аристократы, дипломаты и все войско чиновников стали носить цилиндр. Цилиндром украшали свои почтенные головы также все те, кто хотел продемонстрировать свои консервативные и легитимистские убеждения». Сегодня трудно себе представить, что с конца правления Екатерины II, и особенно во времена Павла I, цилиндр считали революционным головным убором, поскольку он появился в России, когда во Франции полыхала революция. Павел приказывал полицейским сбивать с прохожих цилиндры палками, а упорствующих могли лишить дворянства и отправить в Сибирь.
Цилиндры: франтовство поневоле Если бы кому-то пришло в голову составить перечень мужских шляп и шапок, то мог бы получиться весьма увесистый том. История многих из этих головных уборов связана с именами известных исторических личностей, деятелей культуры и литературных персонажей.
Среди самых «революционных» цилиндров был знаменитый боливар, названный в честь Симона Боливара, возглавившего повстанческое движение против испанского владычества. Боливар носил Александр Пушкин - и упомянул модный головной убор в «Евгении Онегине».
Изобретатель дагерротипа Луи Жак Дагер остался в истории моды благодаря своей невероятной известности - в его честь в 1840-х годах был назван цилиндр дагер с низкой тульей и узкими полями. Имя графа д'Орсе дало название цилиндру с полями, отогнутыми спереди и сзади, а с боков сильно закрученными вверх. Граф был признанным законодателем моды не только во Франции, но и в Англии, с конца XVIII века находившейся в авангарде мужской моды и сохраняющей свой авторитет в этой сфере до сих пор.
Французский писатель Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, обратил внимание на то, что из-за сильных морозов русские мужчины вынуждены поднимать воротники своих шуб и шинелей и потому избегают шляп с полями, а предпочитают необычную форму - цилиндры с козырьками вместо полей, которые в других странах, с более мягким климатом, никогда не встречаются.
Цилиндр фрейшюц, или «вольный стрелок», появился благодаря одноименной опере композитора Вебера, и его отличительной чертой было наличие перышек в качестве отделки. Подобная идея не исчезла из моды и по сей день: мы можем сказать, что фрейшюц стал прадедом современной тирольской шляпы, которая ничего общего не имеет с цилиндром, но украшена петушиными или фазаньими перышками. А в 1833 году вошли в моду шляпы-цилиндры ловелас. Так звали героя романа английского писателя Сэмюэля Ричардсона «Кларисса Гарлоу» - беззастенчивый, циничный сердцеед Ловелас, имя которого стало нарицательным для всякого любвеобильного мужчины. Такой головной убор носили только молодые люди. Как писали в газетах, новые мужские шляпы имеют «тулью весьма низкую, края широкие». Только надо отда-1ать себе отчет, что понятия «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий» могут не совпадать с современными представлениями о высоте или ширине.
Шляпы с полями: путь к демократии Следующим революционным головным убором, окончательно вытеснившим цилиндр в сферу высокой политики и больших капиталов, явилась шляпа калабреза, с широкими мягкими полями и тульей. Эта шляпа стала популярной благодаря тому, что ее носили участники гарибальдийского освободительного движения из итальянской провинции Калабрии.
История другой широкополой шляпы, начавшаяся во Фландрии, закончилась народными волнениями в Испании, получившими название «бунт плащей и шляп». Случилось это во времена Карла III (1716-1788), при котором было приказано укоротить плащи и поля шляп -для того чтобы вернуться к национальным истокам. Эта шляпа известна в Испании как чамберго, и, судя по живописным изображениям, ее можно было бы считать национальным головным убором по степени распространенности во всех слоях общества.
Но названием и формой этот головной убор обязан капитану фламандских гвардейцев Шомбергу, явившемуся в Испанию за сто лет до описанных событий, еще при Карле II (1661-1700). Сначала облик фламандцев, особенно их шляпы, раздражал жителей Мадрида, но скоро они переняли чужеземную моду и признали ее символом испанской самобытности (многие европейцы считают так до сих пор). И восстали испанцы при Карле III в знак протеста против намерения лишить их шляпы, которую они полюбили, как родную, -и сумели ее отстоять. Редкий живописец эпохи романтизма избежал соблазна изобразить испанского гитариста, разбойника или крестьянина в шляпе, скрывающей лицо.
Мягкие шляпы в испанском или итальянском вкусе пришлись по душе демократически настроенной молодежи, которая противопоставляла себя ненавистной буржуазии и аристократии. Уже упоминавшийся Эдуард Фукс писал: «Начиная с сороковых годов эту роль исполняла демократическая шляпа, шляпа с отвислыми полями, от которой, по мнению даже современных строго аристократических кругов, все еще исходит «запах революционной сволочи».
Шляпа как показатель социального статуса существовала довольно долго. Даже гребцы, участвующие в ежегодной регате на Темзе, были обязаны носить шляпу и галстук. Шелковая или фетровая шляпа для таких целей явно не годилась, и появилась канотье - соломенная шляпа жесткой формы с репсовой лентой и прямыми полями. Собственно, канотье и означает «гребец». Модная новинка покорила молодежь, не желавшую изнывать от жары в плотном шелке или шерсти, и канотье можно считать отличным способом приветствовать наступившее лето.
Котелок: удобство важнее моды В 1868 году в моду вошли котелки - фетровые головные уборы с круглым выпуклым дном и небольшими полями. Французы называют его «шляпа-дыня» (chapeau melon). Торговцы, маклеры и начинающие адвокаты с радостью подхватили новую моду, потому что котелки легче хранить и за ними проще ухаживать - лоснившийся шелком или лучшим кастором цилиндр следовало перевозить в специальных коробках. Лишь через двадцать лет светские люди приняли котелок, но носили его только в утренние часы или во время путешествия. Удобство котелка сделало его весьма популярным, а социальная или политическая элита уже давно не стремилась быть в авангарде моды: сознательное отставание от нее было способом подчеркнуть свою значимость и исключительность, общественного положения.
Шляпозаменители:
А ведь есть еще береты, кепки, кепи или фуражки и даже вязаные шапочки, которые популярны в основном потому, что просто очень удобны. Такую шапочку можно засунуть в карман, не боясь испортить форму, сломать козырек или смять ткань.
Если говорить о берете, то его история началась не вчера. Мягкая шляпа без полей - так можно охарактеризовать берет - известна с XVI века, но в России берет стали носить лишь в XIX веке, причем не только женщины. Его полюбили художники, вдохновленные автопортретами знаменитых европейских живописцев прошлого - Рембрандта и Ван Дейка. Когда-то бархатный, а теперь шерстяной берет - верный признак творческой профессии, особенно если увидишь его на голове пожилого господина. Современные молодые люди, имеющие отношение к искусству, любят носить фески, тюбетейки и другие восточные шапочки -хороший способ выделиться в толпе на презентации или вечеринке.
Когда-то символом причастности к научной деятельности была ермолка, которую обожали (судя по фото- и живописным портретам) многие академические величины, потому что такую шапочку без полей традиционно связывали с учеными занятиями. Но здесь вряд ли обходилось без лукавства, ведь комфортабельный кабинет академика нельзя сравнить с холодной каменной кельей прежнего ученого-отшельника, который носил ермолку для того, чтобы согреться.
Лукавство объясняется очень просто - под ермолкой или тюбетейкой из цветного или черного шелка легко скрыть, например, явный недостаток волос.
Снимаем шляпу: Роль шляпы в бытовой культуре второй половины XX века изменилась, и причиной тому стал автомобиль. Если раньше солидные люди не представляли себя без шляпы и перчаток, то развитие автомобилестроения и повышение его комфортабельности сделало все прежние знаки успешности ненужными, оставив их для совершенно особых случаев, вроде приема у английской королевы или участия в знаменитых английских скачках, которые выпадают в жизни лишь избранным, облеченным особой властью. Причуды погоды или дальние расстояния уже не мешают добраться до места приема или переговоров без шляпы, зонта или непромокаемого пальто.
Одним из последних героев плаща и шляпы стал Хамфри Богарт в фильме «Касабланка». Плащ героя стал очень популярным в мужской моде и носит название тренчкот (дословно - «окопное пальто»). После этой картины началось и повальное увлечение широкополыми шляпами борсолино, выполненными из высокачественного фетра, принесшего славу итальянской семейной фирме еще в XIX веке. В современной российской бытовой культуре есть свой собственный шляпный герой - Михаил Боярский, - который со времен своей актерской юности полюбил широкополые шляпы мужественных, но изящных кавалеров XVII столетия.
Приходится констатировать, что былого разнообразия шляп уже не вернуть, и останутся от прошлого лишь правила пользования шляпой -для тех случаев, когда она окажется на голове. При входе в помещение шляпу обязательно снимают, даже если это не фетр с полями, а меховая ушанка. Совершая променад по дачному поселку или столичной улице, в знак приветствия следует прикоснуться правой рукой к полям шляпы, не снимая ее. Бейсболка, спортивная шапочка или треух не требуют таких церемоний. Замысловатые жесты рукой, держащей шляпу с яркими перьями, остались во временах Людовика XIV.
Тип поклона был связан не только с костюмом, но и прежде всего со шляпой, оттеняющей изысканность жеста. В театре любят рассказывать, что взмахом руки со шляпой кавалер очерчивал в воздухе инициалы короля. Кстати, судя по историческим ролям Боярского, его следует считать самым образцовым исполнителем тройного испанского и двойного французского поклонов со шляпой в руке, так что его привязанность к широкополой шляпе вполне оправданна.
А вот современные кепки вполне демократичны, и в обращении с ними не нужно придерживаться особых правил. Обычно кепка указывает на средний возраст своего обладателя, возраст, при котором брызги дождя или снежинки на волосах уже не кажутся столь романтичными.
Источник: menstyle



Головные уборы демисезонные; кепи, береты;
Головные уборы зимние.
Шляпы свадебные и шляпы вечерние.

Наверх
Россия, 443110, Самара, а/я 4228
тел./факс(846) 926-86-29
mailto:ingrid-s@mail.ru



Copyright © 2007 "Ingrid'S"